Анна и Виталий Черепановы: 48 строчка в списке самых перспективных художников

Анна и Виталий Черепановы, молодые, но уже известные в среде актуального отечественного искусства художники из Екатеринбурга, представляют в пространстве OVCHARENKO «Парк Вольный» — проект, над которым они работают около четырех лет. «Парк Вольный» — это специально выстроенная среда, наполненная произведениями искусства самого широкого спектра: живописью, видеоартом, скульптурой, реди-мейдами. Темой, объединяющей все эти произведения, является искусство и сами художники, их творческий путь, достижения и сомнения, интуиция и прогнозы на будущее.


Сами авторы объясняют основную идею проекта так: «"Парк Вольный" — это размышления о том, как примирить разные интересы, разработать стратегии взаимодействия, разрешить себе применять волю в общественном пространстве и научиться принимать и "слышать" чужую».


Идея гармонично устроенного пространства жизни — сада радостей земных — пронизывает культуру модернизма («здесь будет город-сад»). Постмодерн не разрушил это непреклонное стремление к гармоничному устройству мира, только слегка размыл средства его достижения, переместив их из сферы производства в сферу услуг. Согласно этой логике и работу людей искусства можно рассматривать как предложение услуг, и именно так — иронично и чуточку отстраненно — создают свой «Парк Вольный» художники Черепановы.


Они как бы предлагают взглянуть на идеи жизнестроительства со стороны: это поле искусства, конечно, но поле игровое, напоминающее об игре в гольф; здесь победа обусловлена попаданиями в правильные лунки (читай, в галереи, музеи, коллекции). Поэтому одной из частей проекта становится остроумное повествование об «успехах» на поприще искусства — серия «Коуч-живопись».


В другой части художники предлагают зрителю видео, снятое на камеры видеонаблюдения, где события обыденной жизни перемежаются с эпизодами, разыгранными перед камерами специально, тем самым подвергая сомнению понятия реальности и документализма.


Трогательнее и утопичнее всего в этом ряду воспринимаются «Наборы Черепановых» — ящики со специально подобранными предметами: собственными детскими игрушками, сувенирами из путешествий, найденными на улице объектами, которые, по идее авторов, в игре способны передать зрителю мысли и эмоции самих художников.


Самоопределение художника в быстро меняющемся жестком и корыстном мире (а таким он был, по-видимому, всегда) — очень важная и благородная задача. К тому же художники — наши поводыри в сферу нематериального и высокого, даже если сегодня это сфера услуг. Примечательно, что ответственнее всего к этой задаче подходят художники из провинции: в Екатеринбурге рождается «Ода вольности», своего рода манифест достоинства и независимости в искусстве. И наша галерея с радостью представляет это удивительное пространство — Парк Вольный — московскому зрителю.

 

О художниках:
Анна и Виталий Черепановы — одно из самых ярких явлений в российском художественном процессе. Они работают и совместно, и как отдельные авторы под разными псевдонимами. Художники в своей практике обращаются к различным медиа: перформанс, видеоарт, инсталляция, стрит-арт, живопись. Начав активную творческую жизнь в Нижнем Тагиле, они участвовали в арт-группе ЖКП (2012–2017), организовали независимую галерею «Кубива» (2014–2017), с 2016 года начали выпускать зин «Шармирдобро», придумали акцион «Кости» (с 2017-го по настоящее время). В 2018 году Черепановы переехали в Екатеринбург, где живут и работают по сей день.

Anna and Vitaliy Cherepanov: №48 In The List Of Most Promising Artists

Anna and Vitaliy Cherepanov are young artists from Yekaterinburg, who are already well-known among contemporary Russian art, present "Park Volniy" — a project they have been working on for about four years — at OVCHARENKO. Park Volniy is a specially built environment filled with works of art of the widest range: painting, video art, sculpture, ready-made. The theme that unites all these works is the art and the artists per se, their creative path, achievements and doubts, intuition and forecasts for the future.

 

The authors explain the main idea behind the project as follows: "Park Volniy is a reflection on how to reconcile different interests, develop interactive strategies, allow oneself to use the will in the public space, and learn to accept and hear someone else's".

 

The idea of a harmoniously arranged living space — a garden of earthly joys — permeates the culture of modernism ("there will be a garden city"). Postmodernity did not destroy this adamant striving for a harmonious structure of the world, only slightly eroded the means of achieving it, moving them from the sphere of production to the sphere of service. According to this logic, the work of people of art can also be viewed as a service, and this is the way — ironically and a bit detachedly — the artists build their "Park Volniy ".

 

They seem to offer to look at the ideas of life-building from the outside: this is a field of art, of course, but a playing field, reminiscent of the game of golf; here, victory can be achieved by hitting the right slots (as in, getting into the galleries, museums, and collections). Therefore, one of the parts of the project is a witty story about "success" in the field of art — the series "Coach Painting".

 

In another part of the exhibition, the artists offer the viewer a video filmed on video surveillance cameras, where the events of everyday life are interspersed with episodes played out in front of the cameras on purpose, thereby questioning the concepts of real and documented.

The most moving and utopian of the projects within the series is the "Cherepanovs’ Sets" — boxes with specially selected objects: children's toys, travel souvenirs, objects found on the street, which, according to the authors, can playfully convey the thoughts and emotions of the artists themselves to the viewer.


The artist's self-identification in a rapidly changing, harsh and selfish world (apparently, it has always been like that) is a very important and noble theme. In addition, artists become our guides into the realm of the intangible and the high, even if it is a service sector nowadays. It is noteworthy that artists from the provinces are most responsible for this task: in Yekaterinburg, the "Ode to Liberty" is born, a kind of manifesto of dignity and independence in art. And our gallery is happy to present this amazing space — Volniy Park — to the Moscow audience.

 

About the artists:
Anna and Vitaliy Cherepanov are one of the most striking phenomena in the Russian artistic process. They work both together and as separate authors under different pseudonyms. In their practice, artists turn to various media: performance, video art, installation, street art, painting. Having started their creative career in Nizhny Tagil, they participated in the art group of the ZhKP (2012-2017), organized an independent gallery "Kubiva" (2014-2017); in 2016, they began to produce the zine "Sharmirdobro" and the "Dice" action (2017 to the present). In 2018, the Cherepanovs moved to Yekaterinburg, where they live and work to this day.