Виктор Алимпиев, Сергей Пахомов: Алимпиев — Пахом

Трудно представить более различных художников, чем Пахом и Алимпиев. Их искусство создало первому репутацию юродивого-радикала, а второму — чувственного перфекциониста. В OVCHARENKO графика Алимпиева с ее отточенностью кристаллических образов отражается в рисунках-ответах Пахома, сделанных свиной кровью.

Серия одного художника копируется другим, но без намека на подражание. Трактовка Пахомом образов Алимпиева происходит без оглядки на художественные методы и стилистику последнего. От соседства друг с другом серии «взрываются» на стены галереи. Отталкиваясь от графики, художники приходят к инсталляции, пронизанной напряжением двух полюсов.

Алимпиев с математической дотошностью вычерчивает на стене жесткие лучи. Пучок линий зависает, как след света, прошедшего призму. Пространство между лучами организовано по тому же принципу, что и перспективные матрицы на рисунках Альберти. Пахом в своей росписи исходит из совершенно иной логики, результат — заведомо побочный продукт действия. Кровь на стене обладает не только самостоятельным эстетическим значением изображения, Пахом создает знак-индекс, указывающий на совершенные художником практики, которые этот образ производят: отпечатывание ладони, разбрызгивание крови. 

На выставке «Алимпиев — Пахом» объединяются современники, давно ставшие мифологическими фигурами, к ним применимо, возможно, нелюбимое, заезженное слово «классик». Между носителями различной оптики, разного художественного мышления возникает не просто диалог, но дихотомия. Впрочем, оба художника не чужды формализму, для них искусство — замкнутая система со своими законами, которые Алимпиев и Пахом пристально разглядывают, фиксируют и пытаются раздвинуть, постоянно экспериментируя.

 

Алимпиев

Техническая сторона графики Алимпиева не менее сложна, чем его живопись, в которой поверхность холста моделируется за счет многократного наложения живописных слоев, рисунка и лессировок друг на друга. На работах из серии «Сосредоточенная, говорящая, опрокинутая» поверх первоначальных очертаний, сделанных акварельным карандашом наносятся линии обычного цветного стержня. Затем лист промывается, «стирается»: акварельные штрихи растворяются, отступая от исчезнувшей не акварельной черты, обнажается бумажная белизна. После чего операция многократно повторяется.

Тавтология этих действий предполагает, что рисунок создается на плоскости листа как геодезический рельеф, в котором взаимодействие всех материалов носит отчасти непредумышленный, случайных характер. В полученном изображении параллельные размытые линии, заключённые в границы формы, сбивчиво ее повторяют, подчиняются перепаду ее высот. Бумажная пустота преобразуется в объемную, почти тактильную форму.

Стеклянное преломление вибрирующих карандашных фраз и раздробление ракурсов от листа к листу дает эффект размноженного движения. Не последнюю роль здесь играет цвет, который маркирует свой отдельный от других изгиб кости и мускула. Последовательность образов, считываемая в серии, обозначает постепенное смещение оптики художника, которая фиксирует сначала пластичность модели, затем, пластические возможности линий, в конце — пластику точки. Координаты, оставшиеся от постепенно уходящего изображения, своей конфигурацией лишь указывают на расщепленный прототип. Звездчатые точки растут на границе изображения, впиваясь в лист своими чеканными лучами. Окончательный распад происходит, когда на листе остаются только лучистые точки.

Каждая работа из серии сводится к одному из трех прототипов, изображающих женскую голову: сосредоточенную, говорящую или опрокинутую в экстазе. Сосредоточенная, говорящая и опрокинутая замерли в напряженной готовности разбиться. Фиксация напряжения вытекает из логики рисунка. Все три образа могут быть встроены в логическую последовательность с подобием сюжета между ними. Однако скорее они втянуты в другое переплетение, стоящее выше их отношений друг с другом — ритмический рефрен лучистого распада.

 

Пахом

В серии ответов Алимпиеву Пахом выбирает кровь в качестве художественного материала. Такое решение не лишено лукавства. Нитч сделал свиную кровь эмблемой венского акционизма. Свиная кровь текла в галерее в 1992. Пахом работает с отсылкой через опрощение: материал, маркирующий произведение как «радикальное», используется в сочетании с классической техникой, графикой.

Метод Пахома, впрочем, трудно назвать графическим. Рисунки скорее находятся на границе живописи и каллиграфии. Где-то мазок прерывист, где-то он заслонен случайным густым пятном, форма которого обманчиво напоминает чернильную кляксу. Короткие, толстые, подчёркнуто грубые кровавые следы скрывают заимствованный образ, который они же воссоздают. Акцент смещается на формальные характеристики произведений. Почти абстрактная композиция, изменчивая, неровная фактура; колорит, со множеством нюансов: от полупрозрачности умбры до непроницаемости сурика.

Конечное цветовое решение изображения, сделанного кровью, подчинено случайности. Насыщенность постоянно варьируется по мере отслаивания эритроцитов от лейкоцитов. Их разное, невозможное к подсчету соотношение, меняется от переливания из одних емкостей в другие во время рисования. Наконец, с каждым слоем возникает новый оттенок, непохожий на тот, которым отмечено соседнее пятно. Множество факторов предполагают «непреднамеренность» цвета, зависимость произведения от биологических и физических законов, которыми в работе с карандашом можно пренебречь или подчинить себе.

Серия содержит ряд противоречивых качеств, в сетке которых она существует: оммаж / самостоятельность метода; радикальный материал / традиционная техника; живопись / каллиграфия; продуманность стилистики / непредсказуемость результата. Неоднозначность, мешающая идентифицировать работы Пахома и служит главным их свойством, благодаря которому изображения-копии обретают автономность. Именно в неоднозначности заключена индивидуальность метода Пахома-художника. Неоднозначность кочует с ним из проекта в проект, остановившись на этот раз на новой точке отсчета — графической серии Алимпиева.

Victor Alimpiev, Sergey Pakhomov: Alimpiev — Pakhom

It’s difficult to imagine artists more different than Pakhom and Alimpiev. The art of the former gave him a reputation as a radical fool, of the latter as a sensual perfectionist. In OVCHARENKO, Alimpiev's graphics with its elegance of crystalline figures are reflected in Pakhom’s response drawings made with pig's blood.

 

The series of one artist is copied by another, but there is no hint of imitation. Pakhom interprets the images created by Alimpiev without regard to the artistic methods and stylistics of the latter. Adjacent to each other, the series "explode" on the walls of the gallery. Starting from the graphics, the artists come to an installation permeated with the tension of two poles.

 

Alimpiev draws sharp rays on the wall with mathematical precision. The beam of lines hangs like a trace of light passing through a prism. The space between the rays is organized on the same principle as the perspective matrices in Alberti's drawings. Pakhom in his painting proceeds from a completely different logic resulting in a deliberately by-product of the action. Blood on the wall has not only an independent aesthetic value of the image, but Pakhom also creates a sign-index which indicates the artist's practices that produce this image: handprints and blood splattering. 

 

The exhibition "Alimpiev-Pakhom" unites contemporaries who have long become mythological figures, and perhaps the unloved, hackneyed word "classic" is applied to them. There is not just a dialogue, but a dichotomy between carriers of different optics and different artistic thinking. However, both artists are not foreign to formalism, for them art is a self-contained system with its own laws, which Alimpiev and Pakhom closely examine, fix and try to expand, constantly experimenting.

 

Alimpiev

 

The technical aspect of Alimpiev's graphics is no less complex than his painting, in which the surface of the canvas is modelled by repeatedly superimposing picturesque layers, image and glaze on each other. In the works from the series "Focused, talking, overturned" over the original outlines made with a watercolour pencil, lines of crayon pencil are applied. Then the sheet is washed, "erased": watercolor strokes are dissolved, retreating from the disappeared non-watercolor lines and paper whiteness becomes exposed. After that, the procedure is repeated many times.

 

The tautology of these actions assumes that the drawing is created on the plane of the sheet as a geodesic relief, in which the interaction of all materials is partly unintentional and random. In the target image parallel blurred lines enclosed in the borders of the shape repeat it vaguely following the difference in height. The paper void is transformed into a volumetric, almost tactile form. The glass refraction of vibrating pencil phrases and the splitting of angles from sheet to sheet gives the effect of multiplied movement. Not the least role is played by the color that marks each particular bend of bone and muscle. The sequence of images revealed in the series indicates a gradual shift in the artist's optics, which first captures the plasticity of the model, then the plastic possibilities of the lines, and at the end – the plasticity of the point. The coordinates remaining from the gradually disappearing image with their configuration only point to the split prototype. Stellated dots grow on the border of the image, spearing into the leaf with their carved rays. The final decomposition occurs when only the radiate points remain on the sheet.

 

Each work in the series expresses one of three prototypes depicting a female head: focused, talking, or overturned in ecstasy. Focused, talking, and overturned froze in tense readiness to split. Fixing the voltage follows from the logic of the drawing. All three images can be embedded in a logical sequence with a semblance of plot between them. But it more looks like they are drawn into another intermingling that stands above their relationship with each other – the rhythmic refrain of radiate decomposition.

 

Pakhom

 

In a series of responses to Alimpiev, Pakhom chooses blood as an artistic material. This decision is not devoid of slyness.

Nitsch made pig's blood the emblem of Viennese actionism. Pig's blood flowed in the gallery in 1992. Pachom works with a reference through refraction: the material that marks the work as "radical" is used in combination with classical techniques and graphics.

 

But his method hardly can be called graphical. Drawings rather lie on the border of painting and calligraphy. Somewhere the smear is intermittent, somewhere it is obscured by an occasional thick spot, the shape of which deceptively resembles an inkblot. Short, thick, emphatically rough bloodstains hide the borrowed image that they recreate. The focus shifts to the formal characteristics of the works: almost abstract composition, changeable, uneven texture; color, with many nuances: from the translucency of umber to the impenetrability of minium.

 

The final color scheme of an image made in blood is submitted to randomness. Saturation constantly varies, as erythrocytes peel off from leukocytes. Their different ratio, which is impossible to calculate, changes from pouring from one container to another during drawing. Finally, with each layer, a new shade appears, unlike the one that marks the neighboring spot. Many factors suggest the" unintentional " color, the dependence of the product on the biological and physical laws that can be ignored or subdued while working with a pencil.

 

The series contains a number of contradictory qualities in the grid of which there are homage / independence of the method; radical material / traditional technique; painting / calligraphy; elaborate style / unpredictability of the result. Ambiguity that prevents the identification of Pakhom's works is their main property, due to which the copies acquire autonomy. It is in ambiguity that the individuality of the method of Pakhom lies.

Ambiguity wanders with him from project to project, stopping this time at a new point of reference – the Alimpiev’s graphic series.

 

Dmitriy Yanchoglo