Москва

Леонид Цхэ: Мальчик и клубок

29 Мая - 31 Августа 2019

OVCHARENKO представляет персональную выставку Леонида Цхэ «Мальчик и клубок» с новой серией живописи.

 

Зависимость внутренней человеческой оптики от возраста хорошо известна — так в разные годы фокус памяти наводится на разные воспоминания. У Леонида Цхэ растет дочь, и к своему детству художник теперь обращается всё чаще. «После рождения ребенка, — признаётся он, — память начинает выдавать за слоем слой, смешивая подлинное и вымышленное». Важные воспоминания об отце, детские впечатления и собственный новый опыт отцовства — то, что пока ещё не проговорено, сложилось вместе в картинах и акварелях проекта, чьим названием сделан образ «Мальчик и клубок», давно сопутствующий художнику.

Во всех новых работах изображен он сам — это герой, который выглядит и действует как сказочный персонаж, скрывается под маской или облачен в дающие сверхспособности волшебные наряды. Но «персонажности» в привычном концептуалистском значении у Цхэ нет, зазор между автором и персонажем здесь минимален. Обстоятельства и ситуации вымышлены, и в то же время реальны. Не всегда понятно, откуда на холсте берется, например, пейзаж с рекой, — из каких личных историй, сделанных на отдыхе фотографий, увиденных в журналах картинок, как и когда он был заснят?

Живопись способна вести рассказ, повествовательностью обладает сама краска. Пластический язык у Цхэ начинает жить по законам естественного языка, где есть и ошибки, исправления, оговорки, и различные регистры речи. Живопись для графика по образованию — до известной степени область автодидактики, и в медиуме по-прежнему много неясного. Одним из главных свойств его искусства становится неочевидность художественных решений: их поиск обострен, выбор лишен автоматизма, задачи обладают большой продуманностью, — такое динамическое состояние особенно ценно.

Сейчас всё труднее представить себе, какими были 1990-е — период, когда рос художник. В это время ирония и серьезность балансируют на иронических качелях. Годы «свободы для всех»: подростки, предоставленные сами себе (что может быть лучше лет в 12?), активно переживают всю жизнь вместе с поколением родителей. Отец был музыкантом оркестра русских народных инструментов, поэтому среди детских впечатлений его сына, — и быт за кулисами советских ДК и концертных залов, и необычные вещи, привезенные из зарубежных гастролей. Взросление совпадает с появлением свободного рынка не только материальных, но и символических ценностей. Цхэ и его сверстники — первое в отечественном искусстве поколение, чей интерес к модернизму и авангарду не был демонстративным политическим выбором.

Когда в 2007 году Цхэ окончил факультет графики Институт имени Репина, петербургской Академии художеств было еще далеко до её нынешней известности между Токио и Венецией. Андрей Пахомов вёл творческую мастерскую, имел заслуженную славу рафинированного художника книги, а о неоэкспрессионизме его холстов, их заостренной телесности было известно небольшому кругу студентов и друзей. Современная живопись ещё не была такой привлекательной и модной. С тех пор многое успело измениться. Ушел из жизни мастер, особо выделявший Леонида среди своих учеников, и сыгравший для его искусства и жизни важную роль. Молодые авторы с академическим бэкграундом заняли место на художественной сцене, а их ремесленные приёмы быстро стали «общим местом» в современном искусстве. Цхэ в эти годы учился в «Школе молодого художника» Института Про Арте, преподавал рисунок на втором курсе Академии художеств, создал вместе с однокашниками группу «Север-7», которая вывела художественное школярство на новый уровень.

На задах школ и детских садов встречались и до сих пор встречаются росписи и мозаики с изображением счастливых детей, солнца и радуги из-за облаков, зверей из сказок, — всё, что некогда было прибыльным занятием для членов худфонда и ставших на лето шабашниками студентов-«творцов». В таких местах рядом с образцами советского монументального искусства обычно любили собираться подростки. Успевшие потускнеть росписи покрывались хулиганскими и наивными надписями и рисунками, становясь палимпсестом. Описывая их, Цхэ подобрал выражение — «художество на задворках школы», которое в переносном смысле может быть характеристикой его метода работы.

Академическая «двойная постановка» проглядывает у художника и сейчас, но от школьных и графических навыков он отходит всё дальше. Вместо плоскости бумажного листа теперь он чаще выбирает холст — пространство со своей размерностью и глубиной, затягивающее автора, которому интересны масштаб и монументальность, спонтанность и импровизация. Фигура, еще одна фигура, пространство между ними, фон, — вот прочно воспринятый еще со времен учебы композиционный синтаксис. Важно понять, как это устроено, и Цхэ последовательно продолжает деконструкцию академического метода. Происходящее в его новых работах можно описать словами «подростки копаются в грязи», — при этом подростки происходят напрямую от Микеланджело, Веласкеса, Мурильо, Пикассо, Петрова-Водкина. Часто и охотно цитируя искусство прошлого, художник через ощущения подтверждает свою причастность общему делу живописи. От Пикассо берётся энергия разрыва и отчаянная сила брутальной деконструкции формы, планы гармонизируются по-сезанновски, сочетание лиловых и салатовых оттенков напоминает эрмитажного Боннара или Дени.

Брызжущая цветом работа может оказаться гораздо мрачнее, чем темная по живописи, — Цхэ не скрывает, что все его сюжеты имеют глубоко-личные источники. Но это искусство не даёт пищи для популярных рассуждений о «травме» — ведь живописец, переступающий порог мастерской, перестаёт бояться и обретает баланс страха и свободы. Изображенное — не травмы, а скорее мечты: нечто, к чему хочется возвращаться, обдумывая снова и снова.

Картинное пространство у Цхэ полно внутренних разнонаправленных движений, ничто в нем не стоит на месте и не бывает статичным, — происходящее с краской в живописных слоях отражается в колористических столкновениях на поверхности, маэстрия скрыта под множественными записями. «Надо перечеркнуть, что сделал, чтобы получилось настоящее», — говорит художник.

И взросление ребенка, и стремление к пока не известному результату, и эволюция живописного стиля, — всё это движение. Главным содержанием новых картин и акварелей становятся движение, смена ролей и состояний. Цхэ находится посередине этого процесса: оборачиваясь назад, он вспоминает детство и своего отца, впереди ему видна растущая годовалая дочь. Об этом он размышляет — не в первый раз как личность, но впервые как художник с кистью и красками в руках, пытающийся себя разглядеть: «Я себя ещё не до конца увидел», — считает он.

Леонид Цхэ распутывает клубок, в котором соединены истории родителей, детства, дружбы, учебы, искусства. Живопись и жизнь идут вместе — человеческое никогда надолго не отпускает творческое, и наоборот. В результате такого согласованного движения живописная запутанность разрешается и сменяется четкостью видения.

 

Павел Герасименко

Moscow

Leonid Tskhe: Boy and clew

29 May - 31 Jul 2019

Ovcharenko gallery represents Leonid Tskhe’s personal exhibition “Boy and Clew” with the new series of painting and drawing.

 

It is well-khown the dependence of human optics from the age – memory focus has a vector of different remembrance at different ages. Leonid Tskhe has a little daughter and the artist starts to apply to his own childhood more often. Important memories of his father, his child impressions and his own experience as a father turn out in the paintings and drawings called as “Boy and Clew”.

 

Tskhe depicts himself at all new paintings and he is a hero who looks and acts like a fairy-tale character hidden under the mask or vested in superpower magic dress. But there is no personality from the conceptualism art point of view, gaping between artist and personage is minimal. Circumstances and situations are fictional but in the same time are realistic. Sometimes it is difficult to realize where the landscape with the river is coming from at the canvas? – is it coming from the personal history, vacation’s photos, magazine pictures? When and where was it made?

 

Painting is able to tell a story, the color becomes a narrative itself. Tskhe’s plastic language lives according to the law of native language where exist the mistakes, corrections, bloopers and different speech registers. Painting for the graphic artist is a self-education process to a certain degree. One of his art main attribute becomes an non-obviousness of the artistical decisions: it’s search escalated, the selection is devoid of automatism, the objectives are considered – this dynamic status is especial valuable.


Now it is difficult to imagine what was at the 1990s – period of the artist growing up. The irony and the seriousness are balancing on derisive seesaw at that time. This was the time of “liberty for everybody”: teenagers left to themselves (what can be better when you are 12?) and resided their life together with the parents generation. His farther was a musician at Russian folk orchestra that why among his sun children’s experience was a common life behind the scene of soviet culture’s houses and unusual things from the foreign tours. The artist growing up is congruent with the appearance of free market not only material but emblematic values. Tskhe and his peers are the first generation in Russian art whose interest of modernism and Avant-gard is not a political choice.


When in 2007 Tskhe graduated Ilya Repin State Academic Institute of Fine Arts, graphic faculty, Saint-Petersburg Arts Academy was far away from its present fame between Tokyo and Venice. Andrey Pakhomov leaded his creative workshop, had a reputation as a fine book artist but only a small circle of friends and students knew about his canvas’s neo-expressionism. Contemporary painting was not such popular as now. Since then much has changed. The master who separated Leonid from his another students, died. Young artists with the academic background stepped into the art scene. Tskhe was a member of “School for young Artist” of the St. Petersburg Pro Arte, was a lecturer of graphic faculty for The Arts Academy, created with his classmate the group “North-7”.

 

It is still possible to see the paintings and mosaics with the sun, rainbow, fairytales animals and happy children on the back of schools and kindergartens. Such places with the piece of Soviet monumental art covered by naive and ruffian pictures. Describing its, Tskhe matched it as “artistry school backyard” which can characterized his method in figurative sense.


It is still possible to see the academic “double staging” in the artist works, but now he is already far away from student graphic skills. Now he used to choose a canvas with its dimension and depth instead of paper plane, as the author is interested in proportions and monumentalism, spontaneity and improvisation. All that’s taking place in his new works describing as “teenagers are digging in the mud” but the teenager come directly form Michelangelo, Velasquez, Maurilio, Picasso, Petrov-Vodkin. Using the variation on old Masters, the artist demonstrates that he belongs to the common practice of painting through his sensation.

 

Leonid Tskhe doesn’t conceal that all his stories are deeply personal. But there is no place for popular discussion concerning “injury” in his art as the painter puts his foot over his workshop - he stops to scaring and finds a balance between freedom and fear. Depiction is not a injury but a dream: something that he wants come back again and again.


Tskhe’s depiction space is full of internal multidirectional movements, nothing is static, maestria is hidden under the plurality of notes.
Growing up of the child, forwardness to unknown result, the evolution of the painting style – it is all about the movement. The main content of the new painting and watercolors become a movement, changes of rolls and conditions. Tskhe is in the middle of this process: looking back, he remembers his childhood and his father, looking forward he sees his one year old daughter. He is discoursing about it as an artist, trying to see himself: “I have not fully seen myself yet”, - he thinks so.


Tskhe unravels the clew in which connected the stories of his parents, childhood, friendship, study and arts. The painting and life come together – human never let the artist go for a long time and the other way round. As the result of this coordinated movements the painted complexity resolves and turns of clarity of vision.


Pavel Gerasimenko